А вдруг кому-нибудь будет интересно. Что конечно врядли, но все таки ...))
читать дальше Як-52 - двухместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным сво-боднонесущим крылом.
Это учебно-тренировочный самолет, который был разработан в ОКБ А.С. Яковлева в 1974 году. Он предназначен для первоначального обучения летчиков в школах гражданской авиации, тренировки летного состава и широко используется аэроклубами стран СНГ и Ев-ропы. Силовая установка ЯК-52 позволяет выполнять полеты в перевернутом положении, что обеспечивает обучение обратному пилотажу.
В 1972 г. был разработан одноместный спортивно-пилотажный самолет Як-50, при проектировании которого предполагалось создать на его базе двухместную тренировочную модификацию. Однако при разработке новой машины признали необходимым сделать ее пригодной и для первоначального обучения, что потребовало изменения характеристик ус-тойчивости и управляемости, применения трехстоечного шасси и расширения состава борто-вого оборудования. В 1974 г. двухместный учебно-тренировочный самолет Як-52 совершил первый полет. Серийное производство было налажено в Румынии фирмой Аэростар с 1979 года, поставка в СССР первых самолетов началась в том же 1979 г. Всего было построено более 1800 самолетов, которые эксплуатируются во многих странах. В течение ближайших двух лет 50-80 самолетов Як-52 планируется модернизировать в вариант Як-52М. В резуль-тате модернизации будут улучшены пилотажные характеристики самолета, увеличен запас топлива, установлено новое бортовое оборудование. Самолет планируется оснастить ката-пультным креслом СКС-94МЯ с новым фонарем и системой его открытия. Ресурс планера Як-52М составит до 3000 ч.
Стоимость самолета Як-52 при продаже в США составляет 140.000 долларов США в базовой модификации и 160.000 долларов США в модификации Як-52W.
· Год выпуска 1974
· Тип двигателя - 1 ПД ВМКБ ( Велденеев) М-14П
· Мощность 360 л.с.
· Запас топлива 120 кг
· Габариты, м:
o длина - 7,68;
o размах крыла - 9,3;
o площадь крыла, кв.м – 15;
o высота – 2,7;
· Вес, кг:
o пустого - 1040
o нормальный взлетный - 1290
o пилотажный взлетный - 1200
· Скорость, км/ч:
o максимально допустимая - 470
o максимальная пилотирования 360;
o максимальная горизонтального полета на высоте 500 м - 300;
o крейсерская – 230;
o сваливания
§ в прямом полете – 115;
§ в перевернутом полете - 140;
· Скороподъемность у земли, м/с - 7,5
· Дальность полета, км - 550
· Продолжительность полета, ч - 2,5
· Разбег, м – 180;
· Пробег, м – 300;
· Число мест - 2;
· скороподъемность у земли 15,5 м/с;
· максимальная практическая дальность полета при остатке топлива 10% - 510 км;
· практическая продолжительность полета при остатке топлива 10% - 2 ч 46 мин;
· максимальные эксплуатационные перегрузки +7/-5.
В марте 2005 года на подмосковном аэродроме в Иваново завершены государственные летные испытания модернизированного учебно-тренировочного самолета Як-52М. Испытания проводились с участием специалистов и летчиков ВВС РФ. По информации ОКБ им.А.С.Яковлева, результаты испытаний положительны. Как сообщается, в процессе летных испытаний выполнено 30 полетов в различных условиях. 15 полетов выполнили летчики ВВС России, включая ночные и полеты в сложных метеоусловиях. Программа летных ис
пытаний выполнена полностью. Самолет Як-52М рекомендован для использования в качест-ве самолета первоначальной летной подготовки. Официальный акт по результатам Государ-ственных летных испытаний ожидается в апреле 2005 года. Модернизация Як-52 в вариант Як-52М выполняется по заказу Минобороны РФ.
"Кондор" (1991 г.) - вариант, разработанный румынской фирмой Аэростар и отли-чающийся использованием двигателя Авко Лайкоминг AEIO-540 LI B5D, приводящего трех-лопастный ВИШ фирмы Хофман диаметром 2,5 м, и новым рулем направления.
Як-52W(W - значит West, т.е. "Западный" - модификация, разработанная в Румынии, для удовлетворения запросов заказчиков из США и западной Европы. На самолете в два раза увеличен запас топлива, установлено приборное оборудование в соответствии с американ-скими требованиями, появилось оборудования для ночных полетов, гидравлические тормоза, в фюзеляже оборудован багажный отсек.
Таким образом, следует отметить, что Як-52 является востребованным и в настоящее время. Это объясняется тем, что этот самолет, во-первых, является одним из лучших пред-ставителей своего класса, а, во-вторых, предназначен для первоначального обучения летчи-ков в школах гражданской авиации, тренировки летного состава, что всегда актуально.